Вы здесь

Историческая справка

Первое упоминание о Министерстве юстиции России содержится в Манифесте Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении  министерств», который предусматривал в составе правительства должность министра юстиции – генерал-прокурора. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно должно было заниматься вопросами назначения, перемещения, увольнение чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществлять надзор за их работой.

Для решения этих ответственных задач потребовались и известные в стране личности, и высококвалифицированные кадры.
Указом Александра I от 8 сентября 1802 года первым министром юстиции, генерал-прокурором Российской Империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию российского законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов. Лучшие умы страны обратили внимание на его чрезмерную запутанность, поскольку оно состояло из бесчисленного множества законов, «боярских приговоров», указов самодержцев и иных актов.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы заметно расширились полномочия Министерства в решении кадровых и правоохранительных задач. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство вводило институты мировых судей и присяжных заседателей, одновременно – уже напрямую – руководило деятельностью прокурорского надзора и осуществляло управление местами лишения свободы.

В тот исторический период Министерство юстиции обладало достаточными правами, чтобы не только влиять на формирование судейского корпуса Империи, но и определять и проводить в жизнь правовую политику страны, в частности, путем надзора за правосудием.

В 1939 году Управление по области выделилось из Управления Наркомата юстиции единого для города и области. С тех пор Управление по области было то в едином с городом подразделении, то существовало отдельно.

Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 14 июля 2008 года № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 143 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации созданы территориальные органы Минюста России. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан является территориальным органам Минюста России. 

Полномочия и функции Управления определены Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147.

Одним из основных и наиболее важных  направлений деятельности Управления является обеспечение в пределах своей компетенции исполнение на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России.

Действующим Законодательством определены взаимоотношения Управления с законодательными и исполнительными органами власти Республики Дагестан.

Действующие нормативы определяют и характер взаимодействия Управления с органами прокуратуры, суда, внутренних дел и т. д.

Соответствующие нормативные акты регламентируют взаимоотношения Управления с гражданами, общественными организациями, прессой. Все эти органы и организации объединяются общей задачей- построением правового государства в нашей стране.

Структура Управления в соответствии с Положением состоит из 4 отделов:

Штатная численность Управления составляет 42 человека. Основными принципами Управления являются строжайшее соблюдение законности, профессионализм, открытость, гласность, уважение и безусловное соблюдение прав и законных интересов граждан.

Основные задачи Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан :

  • обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
  • осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • координация деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России.

Важно отметить, что на всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства. И Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан прикладывает все усилия для осуществления этой общей и, безусловно, важной задачи.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).