Вы здесь

Информация о деятельности Минюста России в сфере обеспечения единства правового пространства

Федеративная форма государственного устройства призвана обеспечить экономическое и политическое единство страны. Она естественно сочетает в себе преимущества государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов (субъектов) федерации. 
Однако становление нового российского федерализма характеризуется сложностью, внутренней противоречивостью и динамизмом. Наряду с позитивными тенденциями к укреплению самостоятельности субъектов Российской Федерации – ее составных частей – и децентрализации в разумных пределах функционирующей государственной власти на огромной территории страны, практически повсеместно субъекты Российской Федерации вторгались в исключительную компетенцию федерации, ущемлялись права местного самоуправления.  
Это выразилось и в стремлении к политико-экономическому обособлению некоторых субъектов федерации в лице отдельных республик и регионов, а кое-где и откровенному сепаратизму, угрожающему целостности России, нарушению гражданских прав, что, в первую очередь, нашло свое нормативное закрепление в актах республик, краев и областей. 
Соотношение законодательных актов Российской Федерации и субъектов федерации, их соподчиненность, компетенция федерации и ее субъектов по принятию нормативных правовых актов – таковы основные проблемы федеративного законодательства нашей страны. Они составляют одну из главных забот Российской Федерации. 
В этой связи важность задачи формирования и сохранения на всей территории России единого конституционного пространства, усиление роли федерального законодательства, неоспорима. 
Поэтому необходимо создание механизма обеспечения единства правового пространства России, который позволил бы оптимально сбалансировать интересы федерального и регионального законодателя в целях продвижения экономической и социальной реформ. Одним из институтов данного механизма является Министерство юстиции Российской Федерации. 
Учитывая актуальность проблемы, именно органам юстиции надлежит сыграть роль центра формирования и реализации правовой политики в части механизма государственного нормативного контроля,  как на федеральном, так и региональном уровне. 
Одной из основных задач Министерства юстиции Российской Федерации в новейшей истории Российской Федерации является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. 
Проблемами регионального нормотворчества, обеспечения соответствия принимаемых органами государственной власти нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, территориальные органы Минюста занимаются в основном с 1993-1994 годов. Являясь в то время подразделениями администраций краев и областей, органами правительств республик, они участвовали в нормотворческом обеспечении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
В настоящее время существуют три основные формы участия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проведение правовой экспертизы и согласование проектов нормативных правовых актов; участие в рабочих группах и комиссиях, создаваемых органами государственной власти субъектов для разработки и доработки проектов актов, самостоятельная разработка проектов нормативных правовых актов. 
С включением субъектов Российской Федерации в нормотворческую деятельность и принятием органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, возникли новые проблемы. Связаны они, прежде всего, с сохранением единого правового пространства нашего государства, соблюдением принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, положения которых противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. В связи с этим важен вопрос обеспечения единства правового пространства РФ, сущность которых – точное соответствие актов органов государственной власти субъектов Федерации основополагающим федеральным конституционным принципам (основам конституционного строя) и нормам федерального законодательства. 
Министерство юстиции Российской Федерации выступает единственным государственным органом, уполномоченным проводить правовую экспертизу актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия федеральному законодательству. По существу, Министерство выполняет функции своего рода государственного контроля законотворчества субъектов Российской Федерации. 
Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации впервые установлено Указом Президента Российской Федерации от 03.12.1994 года № 2147 «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации» и определен орган, на который возложено проведение юридической экспертизы -  Министерство юстиции Российской Федерации.
 Во исполнение названного Указа Правительство Российской Федерации 03.06.1995 года приняло Постановление № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации», в котором на Министерство возложены полномочия по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ. 
Цель проведения правовой экспертизы правовых актов субъектов Российской Федерации заключается в выработке федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 
Указу Президента Российской Федерации от 10.08.2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» принадлежит решающая роль в закреплении за Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами функций по обеспечению единства правового пространства России. В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации был создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (федеральный регистр). Его ведение, как раз, и осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. Указ также предусматривает проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской федерации, как основной составной части ведения федерального регистра. 
В законодательстве установлен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовую экспертизу которых проводят органы юстиции. Это:
  • конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации;
  • акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • акты иных органов власти субъектов Российской Федерации (администраций, мэрий - если это не высшие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; министерств, ведомств, управлений, отделов, комитетов, комиссий и иных органов), если они носят нормативный правовой характер и отвечают одному или нескольким из следующих условий: затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер. 
В экспертном заключении акты оцениваются с двух позиций:
  • соответствия содержания акта федеральному законодательству (исследование целей и задач нормативного акта, предмета правового регулирования, состояния правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, компетенции органа, принявшего акт, конкретных правовых норм, содержащихся в акте субъекта Российской Федерации);
  • соответствия акта общепризнанным правилам юридической техники (форма правового акта, наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа, название правового акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию правового акта, дата и место принятия и (или) подписания правового акта, номер правового акта, полное наименование должности лица, подписавшего правовой акт, источник официального опубликования, дата (срок) вступления в силу). 
В случае выявления в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации нарушений федерального законодательства экспертные заключения органов юстиции направляются в органы государственной власти субъектов, их принявшие, прокуратуры и заинтересованные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. 
Анализ наиболее типичных нарушений, выявляемых в актах органов власти, позволяет в дальнейшем устранить, в случае необходимости, пробелы в правовом регулировании отдельных общественных отношений на федеральном уровне, не допустить принятия подобных актов в иных субъектах Российской Федерации. 
Смысл работы  органов юстиции заключается в том, чтобы добиться устранения выявленных недостатков регионального законодательства, отмены противоречащих актов и признания недействительными последствий их применения. Обеспечение единства правового пространства – это не есть констатация фактов наличия несоответствия нормативно-правовых баз субъектов законодательству России, это - прежде всего, развитие и укрепление в сознании всех нормотворцев и правоприменителей аксиомы существования и использования  единственной общей правовой системы всего федеративного государства.

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).